Как защитить «цифровую личность» в Сети — гайд от Нацбанка КР



Карантин во время пандемии коронавируса стал обычным делом для многих людей. Сидя дома, они стали чаще совершать покупки через интернет и пользоваться безналичными платежами. Одновременно с этим активизировались мошенники. Чтобы простые граждане не стали жертвой злоумышленников, «Акчабар» совместно с Нацбанком КР подготовил ряд рекомендаций. 

С развитием и повышением уровня цифровизации в информационном пространстве появилось понятие «цифровой личности» (виртуальная личность). «Цифровая личность» – включают следующие данные:

  • логины и пароли ваших аккаунтов WhatsApp, Instagram, Facebook, Vkontakte;
  • логины и пароли интернет-банкинга и платежных инструментов;
  • информация с электронных почтовых сервисов и мобильных приложений, эта та информация, которая находится в Сети и принадлежит только пользователю.

Специалисты Национального банка отмечают, что современные мошенники нацелены на кражу цифровой личности. Процесс кражи в регуляторе разделяют на два этапа:

  • первый этап — заброс крючка. Мошенники рассылают через смс, мессенджеры и соцсети информационное сообщение, содержащее инструкцию для дальнейших действий. Это могут быть письма с уведомлением о том, что вы являетесь победителем лотереи, становитесь обладателем наследства или завещания. Часто такие письма называются фишингом (от англ. fishing «рыбная ловля, выуживание»). Кроме этого, мошенники могут связаться с пользователями по телефону и сообщить о том, что их близкие попали в беду и им необходимо отправить деньги. После они могут попросить внести авансовые платежи или разовые взносы для участия в розыгрыше призов или для получения определенной суммы. Организаторы данной кампании, получив ваши денежные средства, исчезают бесследно.
  • на втором этапе жертва злоумышленников попадается на крючок. Владелец аккаунта начинает следовать инструкциям мошенников. Он переходит по отправленной ссылке на поддельный сайт или сообщает по телефону, где передает свои личные данные — логины и пароли интернет-банкинга, платежных инструментов, номер банковской карты и PIN-код. Мошенники, заполучив «цифровую личность», могут свободно распоряжаться от имени жертвы, совершать онлайн-покупки с банковских карт, совершать денежные переводы с платежных инструментов, отправлять заявки на получение быстрых кредитов. Также мошенники могут продать «цифровую личность» другим недобросовестным пользователям Сети. Те же в свою очередь могут с «новой» личностью рассылать агитационные кампании, осуществлять незаконные действия.

Чтобы не стать жертвой мошенников, НБ КР рекомендует придерживаться следующих инструкций:

  • внимательно просматривать каждое полученное сообщение;
  • не следует переходить по указанной ссылке и заполнять формы с указанием своих личных конфиденциальных данных — это паспортные данные, банковские реквизиты, номер банковской карты, срок действие карты, CVC/CVV коды (3-хзначный код на обратной стороне карты);
  • ни в коем случае не передавать пароли и PIN-коды;
  • никогда не вносить разовые или авансовые платежи для получения обещанного выигрыша, как правило, «бесплатный сыр только в мышеловке».

 

 





Источник